Эквализация
Эквализация (англ. Equalization) – процесс обработки звукового сигнала эквалайзером. Термин обычно подразумевает коррекцию амплитуды или изменение отношения частот. При создании композиций эквализация применяется в 90% случаев, эквализация каждого инструмента это первый шаг при начале микширования. Процесс эквализации можно условно разделить на две части: техническую эквализацию и художественную эквализацию. Любое акустическое пространство делает какие либо звуковые частоты громче или тише, чем другие. Это связано со стоячими волнами производимыми размерами комнаты, используемыми в ней материалами, формой, количество зрителей в зале и многое другое — все это может сильно изменять частотную характеристику воспроизводимого материала. Эквалайзер используется для компенсации этих расхождений в акустике помещения. В идеале, звуковая система должна воспроизводить плоскую АЧХ. В этом случае специалисты используют три основных компонента: высокоточный измерительный микрофон, анализатор спектра и эквалайзер. Все это позволяет выяснить, какие частоты "пропадают" в данном помещении, а какие выделяются, и в соответствии с этим произвести коррекцию. Это стандартная практика для студий звукозаписи, живых выступлений и некоторых высоко качественных систем. Наиболее часто эквалайзер используется при живых выступлениях, где одновременно работают микрофоны и колонки. Основная проблема заключается в возникновении эффекта обратной связи, который создаёт неприятные для слуха гудение и пищание. В этом случае звукооператор использует многополосный графический эквалайзер для поиска резонансных частот и подавляет их. Однако для устранения обратной связи не все специалисты используют графический эквалайзер, т.к. для этого существуют специальные приборы — цифровые автоматические подавители обратной связи, которые представляют собой параметрический эквалайзер, с автоматическим подбором резонансной частоты, где фильтры имеют очень высокую добротность. Эквализация инструментов
Бочка
(Kick Drum) Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для дополнительной четкости можно попробовать поднять 5-7 КГц. • 50 – 100 Гц: основной бас • 100 – 250 Гц: жир • 250 – 800 Гц: грязь • 5 – 8 КГц: щелчек • 8 – 12 КГц: свист Малый барабан (Snare) Попробуйте слегка приподнять в районе 60 – 120 Гц, если звук слишком вялый. Прибавьте слегка около 6 КГц для характерного шлепка. • 100 – 250 Гц: полнота звука • 6 – 8 КГц: четкость Тарелки и прочие хайхэты (hi-hats and cymbals) Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для придания яркости есть смысл поднять около 3 КГц. • 250 – 800 КГц: грязь • 1 – 6 КГц: насыщенность • 6 – 8 КГц: прозрачность • 8 – 12 КГц: яркость Бас Попробуйте приподнять около 60 Гц чтобы добавить плотности. Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для большей отчетливости можно поднять в районе 6 КГц. • 500 – 100 Гц: саб бас • 100 – 250 Гц: жир • 250 – 800 Гц: грязь • 800 – 1000 Гц: добавляет мяса на маленьких колонках • 1 – 6 КГц: отчетливость • 6 – 8 КГц: еще большая отчетливость • 8 – 12 КГц: свист Эквализация вокала Вокал – это сложно, и очень многое зависит от микрофона, использованного для записи. Так что не стоит воспринимать нижеприведенный список как истину в последней инстанции. Тем не менее: попробуйте поиграть с частотой около 300 Гц. Для большей прозрачности попробуйте поднять около 6 КГц. • 100 – 250 Гц: усиливает крупный план • 250 – 800 Гц: зона грязи • 1 – 6 КГц: живость • 6 – 8 КГц: разборчивость • 8 – 12 Гц: яркость Смысл технической эквализации заключается в необходимости устранения частотных конфликтов между инструментами. Связано это с нелинейностью человеческого слуха и в частности с эффектом слуховой маскировки. Суть эффекта: если имеется два источника звука с похожими (перекрывающимися) частотными спектрами и один звук громче чем другой, то более тихий звук будет плохо слышен или совсем не слышен. Яркий пример – разговор в метро. Когда мимо проезжает поезд, то в какой-то момент ухо перестаёт слышать, что говорит собеседник. То есть шум поезда (перекрывающий спектр человеческой речи) становится намного громче и ухо не слышит голос собеседника. Такая же ситуация происходит и со звуками инструментов. Все сталкивались с такой проблемой, что по отдельности все инструменты звучат хорошо, а вместе – получается “каша”. Эта самая “каша” и есть результат слуховой маскировки.Принципы эквализации
Главный принцип – это умеренность. Бессмысленно эквализировать, руководствуясь принципом «потому что надо». Для эквализации, как и для любой другой обработки, нужна веская причина. Второй принцип – чем меньше эквализации, тем лучше. Не трогайте ручки до того, пока точно не узнаете, что именно вы хотите сделать! Сначала определите, что со звуком не в порядке, и если он вас в принципе устраивает – не разрушайте его. Третий принцип – эквалайзер менее заметно работает при вырезании частот, более заметно при добавлении частот. Если гитара звучит слишком “тонко”, попробуйте прибрать высокие частоты и увеличить громкость – эффект будет заметнее, чем если вы станете добавлять низкие или средние частоты. Это также связанно с тем что многие эквалайзеры вносят фазовые искажения к изменяемым частотам. Четвёртый принцип – в нижних диапазонах используйте малую ширину полосы, в верхних диапазонах большую ширину полосы. Пятый принцип – изменение в одном диапазоне будет влиять на звук в других диапазонах. Шестой принцип – решение частотных конфликтов проще всего делать по группам инструментов. Примером одной из групп (низкочастотной) могут быть звуки бочки и бас.Диапазоны слышимых частот
Диапазон | Описание | Эффект |
Суббас 16-60 Гц | Ощущение мощи; чувствуется больше, чем слышится. | Слишком большой подъем даёт грязь |
Бас 60-250 Гц | Основные ноты ритм-секции; делает музыку “жирной” или “тонкой”. | Слишком большой подъем делает звучание гулким |
Низкая середина 250-2000 Гц | Здесь лежат нижние гармоники большинства инструментов. | Подъем 500-1000 Гц дает “медное духовое” звучание, 1-2 кГц – “жестяное” |
Высокая середина 2 кГц – 4 кГц | Распознавание звуков речи, таких, как “м”, “б”, “в”. | Слишком громко – утомляет слух |
Присутствие 4 кГц 6 кГц | Чистота и определённость звучания голосов и инструментов. | Подъем – музыка становится “ближе” |
Бриллианс 6 кГц – 16 кГц | Управляет блеском и ясностью. | Слишком большой подъем – шепелявость звучания речи. |