Разделы сайта

О сайте

Наш сайт создан для того, чтобы Вы могли найти интересующую вас информацию о музыке, о том как, создавать музыку на компьютере, найти интересующую вас программу для создания музыки, пообщаться с музыкантами, и просто хорошо провести время. Заходите к нам почаще!

Форум музыки

Последние записи

Наши партнёры

Эквализация

Эквализация (англ. Equalization) – процесс обработки звукового сигнала эквалайзером. Термин обычно подразумевает коррекцию амплитуды или изменение отношения частот. При создании композиций эквализация применяется в 90% случаев, эквализация каждого инструмента это первый шаг при начале микширования. Процесс эквализации можно условно разделить на две части: техническую эквализацию и художественную эквализацию. Любое акустическое пространство делает какие либо звуковые частоты громче или тише, чем другие. Это связано со стоячими волнами производимыми размерами комнаты, используемыми в ней материалами, формой, количество зрителей в зале и многое другое — все это может сильно изменять частотную характеристику воспроизводимого материала. Эквалайзер используется для компенсации этих расхождений в акустике помещения. В идеале, звуковая система должна воспроизводить плоскую АЧХ. В этом случае специалисты используют три основных компонента: высокоточный измерительный микрофон, анализатор спектра и эквалайзер. Все это позволяет выяснить, какие частоты "пропадают" в данном помещении, а какие выделяются, и в соответствии с этим произвести коррекцию. Это стандартная практика для студий звукозаписи, живых выступлений и некоторых высоко качественных систем. Наиболее часто эквалайзер используется при живых выступлениях, где одновременно работают микрофоны и колонки. Основная проблема заключается в возникновении эффекта обратной связи, который создаёт неприятные для слуха гудение и пищание. В этом случае звукооператор использует многополосный графический эквалайзер для поиска резонансных частот и подавляет их. Однако для устранения обратной связи не все специалисты используют графический эквалайзер, т.к. для этого существуют специальные приборы — цифровые автоматические подавители обратной связи, которые представляют собой параметрический эквалайзер, с автоматическим подбором резонансной частоты, где фильтры имеют очень высокую добротность. Эквализация инструментов

Бочка (Kick Drum) Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для дополнительной четкости можно попробовать поднять 5-7 КГц. • 50 – 100 Гц: основной бас • 100 – 250 Гц: жир • 250 – 800 Гц: грязь • 5 – 8 КГц: щелчек • 8 – 12 КГц: свист Малый барабан (Snare) Попробуйте слегка приподнять в районе 60 – 120 Гц, если звук слишком вялый. Прибавьте слегка около 6 КГц для характерного шлепка. • 100 – 250 Гц: полнота звука • 6 – 8 КГц: четкость Тарелки и прочие хайхэты (hi-hats and cymbals) Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для придания яркости есть смысл поднять около 3 КГц. • 250 – 800 КГц: грязь • 1 – 6 КГц: насыщенность • 6 – 8 КГц: прозрачность • 8 – 12 КГц: яркость Бас Попробуйте приподнять около 60 Гц чтобы добавить плотности. Основная грязь находится в районе 300 Гц. Для большей отчетливости можно поднять в районе 6 КГц. • 500 – 100 Гц: саб бас • 100 – 250 Гц: жир • 250 – 800 Гц: грязь • 800 – 1000 Гц: добавляет мяса на маленьких колонках • 1 – 6 КГц: отчетливость • 6 – 8 КГц: еще большая отчетливость • 8 – 12 КГц: свист Эквализация вокала Вокал – это сложно, и очень многое зависит от микрофона, использованного для записи. Так что не стоит воспринимать нижеприведенный список как истину в последней инстанции. Тем не менее: попробуйте поиграть с частотой около 300 Гц. Для большей прозрачности попробуйте поднять около 6 КГц. • 100 – 250 Гц: усиливает крупный план • 250 – 800 Гц: зона грязи • 1 – 6 КГц: живость • 6 – 8 КГц: разборчивость • 8 – 12 Гц: яркость Смысл технической эквализации заключается в необходимости устранения частотных конфликтов между инструментами. Связано это с нелинейностью человеческого слуха и в частности с эффектом слуховой маскировки. Суть эффекта: если имеется два источника звука с похожими (перекрывающимися) частотными спектрами и один звук громче чем другой, то более тихий звук будет плохо слышен или совсем не слышен. Яркий пример – разговор в метро. Когда мимо проезжает поезд, то в какой-то момент ухо перестаёт слышать, что говорит собеседник. То есть шум поезда (перекрывающий спектр человеческой речи) становится намного громче и ухо не слышит голос собеседника. Такая же ситуация происходит и со звуками инструментов. Все сталкивались с такой проблемой, что по отдельности все инструменты звучат хорошо, а вместе – получается “каша”. Эта самая “каша” и есть результат слуховой маскировки.

Принципы эквализации

Главный принцип – это умеренность. Бессмысленно эквализировать, руководствуясь принципом «потому что надо». Для эквализации, как и для любой другой обработки, нужна веская причина. Второй принцип – чем меньше эквализации, тем лучше. Не трогайте ручки до того, пока точно не узнаете, что именно вы хотите сделать! Сначала определите, что со звуком не в порядке, и если он вас в принципе устраивает – не разрушайте его. Третий принцип – эквалайзер менее заметно работает при вырезании частот, более заметно при добавлении частот. Если гитара звучит слишком “тонко”, попробуйте прибрать высокие частоты и увеличить громкость – эффект будет заметнее, чем если вы станете добавлять низкие или средние частоты. Это также связанно с тем что многие эквалайзеры вносят фазовые искажения к изменяемым частотам. Четвёртый принцип – в нижних диапазонах используйте малую ширину полосы, в верхних диапазонах большую ширину полосы. Пятый принцип – изменение в одном диапазоне будет влиять на звук в других диапазонах. Шестой принцип – решение частотных конфликтов проще всего делать по группам инструментов. Примером одной из групп (низкочастотной) могут быть звуки бочки и бас.

Диапазоны слышимых частот

Диапазон Описание Эффект
Суббас 16-60 Гц Ощущение мощи; чувствуется больше, чем слышится. Слишком большой подъем даёт грязь
Бас 60-250 Гц Основные ноты ритм-секции; делает музыку “жирной” или “тонкой”. Слишком большой подъем делает звучание гулким
Низкая середина 250-2000 Гц Здесь лежат нижние гармоники большинства инструментов. Подъем 500-1000 Гц дает “медное духовое” звучание, 1-2 кГц – “жестяное”
Высокая середина 2 кГц – 4 кГц Распознавание звуков речи, таких, как “м”, “б”, “в”. Слишком громко – утомляет слух
Присутствие 4 кГц 6 кГц Чистота и определённость звучания голосов и инструментов. Подъем – музыка становится “ближе”
Бриллианс 6 кГц – 16 кГц Управляет блеском и ясностью. Слишком большой подъем – шепелявость звучания речи.
Подробнее о частотах музыкальных инструментов читайте здесь. Не трогайте ручки до того, пока точно не узнаете, что именно вы хотите сделать! Человеческий слух можно сравнить с работой спектроанализатора. То есть спектроанализатор показывает суммарный спектр всех инструментов на определенной частоте, а мы слышим только самый громкий звук на этой частоте. Задача заключается в обрезании всех лишних частот с инструментов, чтобы каждый звучал в своей "частотной нише". При этом не важно, что по отдельности инструменты начнут звучать просто ужасно, важно - как они будут звучать вместе. Однако стоит заметить что "частотные ниши" довольно условны и могут разниться в зависимости от стиля музыки. К примеру в электронной музыке у высокочастотных инструментов (таких как цимбалы или перкуссия) напрочь срезаются низкочастотные составляющие, тогда как к примеру в джазе срезание низких частот у хэта может быть неприемлемым. Если какой-то из инструментов в миксе звучит неразборчиво, попробуйте прибрать определенные частоты в других дорожках, которые "пересекаются" с ним по звучанию. Это гораздо эффективнее, чем поднимать те или иные частоты в звуке неразборчивого инструмента. Профессиональный инженер предварительно вычисляет, каким должен быть каждый звук в отдельности, чтобы впоследствии занять правильное место в миксе. Для этого вы должны визуально представить себе финальный микс и затем представить, какое место в нем занимает каждый из звуков. Но, если вы не слышали исполнителя или группу раньше, вы не можете себе представить, как может звучать финальный микс. Большинство инженеров эквализируют звуки так, что они звучат «хорошо» (натурально или «необычно»). Но проблема в том, что понятие «хорошо» разное для различных стилей музыки, песен и людей. Как бы то ни было, инженеры обычно стараются сделать так, чтобы звук не был слишком мутным, надоедливым или скучным. При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудио-сигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление "ненужных" частот зачастую даёт более качественный результат, нежели усиление "нужных". Поэтому эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.