Разделы сайта

О сайте

Наш сайт создан для того, чтобы Вы могли найти интересующую вас информацию о музыке, о том как, создавать музыку на компьютере, найти интересующую вас программу для создания музыки, пообщаться с музыкантами, и просто хорошо провести время. Заходите к нам почаще!

Форум музыки

Последние записи

Наши партнёры

Эквализация инструментов

Поговорим теперь об эквализации инструментов Эквализация (англ. Equalization) - это процесс обработки звукового сигнала эквалайзером. Термин обычно подразумевает коррекцию амплитуды или изменение отношения частот. При создании композиций эквализация применяется в 90% случаев, эквализация каждого инструмента это первый шаг при начале микширования. Процесс эквализации можно условно разделить на две части: техническую эквализацию и художественную эквализацию.

Классически звуковой спектр звуковых частот делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Границы частот, хотя и не все с этим согласны, можно обозначить следующим образом: низкие от 10 Гц до 200 Гц, средние от 200 Гц до 5 кГц, а от 5 кГц – высокие. Для более точного определения, давайте разделим эти три части на более мелкие и рассмотрим их по отдельности. 1) Низкие басы (от 10 Гц до 80 Гц) – это самые низкие ноты, от которых резонирует комната, а провода начинают гудеть. Если ваша звуковоспроизводящая аппаратура не воспроизводит эти частоты, вы должны ощутить потерю насыщенности и глубины звука. Естественно, при записи и сведении потеря этих частот вызовет тот же эффект. 2) Верхние басы (от 80 Гц до 200 Гц) – это верхние ноты басовых инструментов и самые низкие ноты таких инструментов, как гитара. Если потерять этот регистр, то вместе с ним потеряется и ощущение силы звука. А ведь именно в этих частотах содержится энергия звука, которая заставляет вас пританцовывать под музыку, недаром основная энергия ритм-секции сконцентрирована именно в этом регистре. 3) Низкие средние (от 200 Гц до 500 Гц) – здесь размещается почти весь ритм и аккомпанемент, это регистр гитары. 4) Средние средние ( от 500 Гц до 2.500 Гц) – соло скрипок, соло гитар, фортепиано, вокал. Музыку, в которой не хватает этих частот обычно называют “занудной” или “смурной”. 5) Верхние средние (от 2.500 Гц до 5 кГц). Хотя в этом диапазоне мало нот, только самые верхние ноты фортепиано и некоторых других инструментов, здесь много гармоник и обертонов. Усиление этой части спектра позволяет достичь яркого, искрящегося звука, создающего эффект присутствия. Однако, если энергия этой полосы частот чрезмерна, то это режет слух. Это и называется “слушательской утомляемостью” и является проблемой большинства недорогих акустических систем, которые искусственно усиливают данную часть спектра для “яркости” звучания. Ну это уже коммерческие штучки! 6) Низкие высокие (около 5 кГц до 10 кГц), где мы встречаемся с самым сильным искажением высоких частот и где шипение пленки (для любителей кассетной записи) становится самым заметным, так как здесь очень мало других звуков, способных скрыть это. Хотя люди, теоретически могут слышать и более высокие тона, эти частоты считаются пределом восприятия. Но по большому счету, для хорошего звука – это маловато. 7) Верхние высокие (около 10 кГц до 20 кГц) наша последняя октава, это самые тонкие и нежные высокие частоты. Если этот диапазон частот будет неполноценен, то вы ощутите некий дискомфорт при прослушивании записей (если, конечно, медведь не наступил вам на ухо). Электрическая сеть шумит на частоте 50 Гц. Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Это устранит шумы сети, но не повлияет заметно на общий звук. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже эффективен в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров для этого лучше не пользоваться, так как они имеют слишком широкую зону влияния и регулировка может существенно изменить звучание бас-гитары, в том числе не в лучшую сторону. Нижние частоты бас-гитары и басового барабана лежат в области 40 Гц и ниже. Чтобы придать их звучанию мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Нижняя частота электрогитары – 80 Гц. Для устранения “бочковатости” надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения резкого, неприятного призвука – ослабить в районе 1Кгц. Чтобы добавить “ду”, сделать “жалящим” звучание рок-гитары, просмотрите область от 1,5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака станет такой, как вы желаете. Основная проблема с акустическими гитарами, как правило, состоит в том, что они звучат “бочковато” – из-за неподходящих микрофонов, неудачного расположения микрофона, акустических характеристик помещения или просто из-за того, что инструмент плохой. Область “вредной” частоты находится обычно между 200 Гц и 500 Гц – ее и надо вырезать. Вокал также занимает большую зону частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции.

Диапазон Описание Эффект
Суббас 16-60 Гц Ощущение мощи; чувствуется больше, чем слышится. Слишком большой подъем даёт грязь.
Бас 60-250 Гц Основные ноты ритм-секции; делает музыку "жирной" или "тонкой". Слишком большой подъем делает звучание гулким.
Низкая середина 250-2000 Гц Здесь лежат нижние гармоники большинства инструментов. Подъем 500-1000 Гц дает "медное духовое" звучание, 1-2 кГц - "жестяное".
Высокая середина 2-4 кГц Распознавание звуков речи, таких, как "м", "б", "в". Слишком громко - утомляет слух.
Присутствие 4-6 кГц Чистота и определённость звучания голосов и инструментов. Подъем - музыка становится "ближе".
Бриллианс 6-16 кГц Управляет блеском и ясностью. Слишком большой подъем - шепелявость звучания речи.

Альт

Наиболее характерный для большинства альтов диапазон – это 300..800 Гц. В звуке альта нет ничего особо интересного ниже 100 Гц, поэтому эти частоты можно смело вырезать ВЧ фильтром (если только вы не стремитесь к созданию какого-нибудь специального эффекта).
  • Полнота – 200 – 500 Гц.
  • Атака – 5 кГц.
  • Струна – 2,4 кГц.
  • Скрип – 4,2 кГц .

Барабаны

Большой барабан

Большой барабан или по другому бочка, обеспечивает ритмическую основу. Выделяется две основных части в звуке: глухое тело и яркий щелчок. “Тело” является нижней границей “мяса” — это та часть звука, которую вы ощущаете грудью. “Щелчок” возникает в момент удара по мембране барабана. Как и любой инструмент “бочка” создаёт множество частот во время удара. Звукорежиссеры часто пытаются получить один из трех типов барабанного звука:
  1. “Мертвый глухой стук”, характерный для барабанов с одним заглушенным пластиком и тяжелым предметом (кирпич, мешок с песком, основание микрофонной стойки) на корпусе или внутри него.
  2. Резонансный звон, получаемый от барабана с двумя пластиками с небольшим отверстием в переднем.
  3. “Унылый бум” от барабана с двумя пластиками без отверстий в них, характерный для рэпа, хип-хопа и техно.
Первые два типа имеют обычно избыток “мутной нижней середины” в районе 300 Гц – вплоть до 10 дБ – и подъем на несколько дБ верхне-средней части АЧХ (5000 – 6000 Гц). Третий тип тоже имеет небольшой избыток “мути” на 300 герцах и значительный подъем АЧХ в нижней части диапазона (от 40 до 100 герц). Можно слегка придавить и “верха”, уменьшив тем самым нежелательную атаку звука. В большинстве случаев “тело” бочки находится между 40Гц и 80Гц, в то время как “щелчок” расположен между 1кГц и 5 кГц. При этом, “мутность” у бочки обычно расположена между 220 и 340Гц. Так, в качестве основной рекомендации при эквализации бочки, постараться усилить частоты в районе 40 и 80 Гц для большего “мяса”, вырезать частоты в районе 300Гц для уменьшения мутности и поднять/опустить частоты между 1 и 5 кГц для выделения/подавления щелчка. Помимо традиционного вырезания участка 200..400 Гц, в ряде случаев может помочь вырезание узких участков (эквалайзером с высокой добротностью) в районе 160 Гц, 800 Гц и 1300 Гц. Это нужно для того, чтобы выделить в миксе звучание других басовых инструментов – например, гитары. Можно включить фильтр высоких частот с частотой среза около 50 Гц – это сделает звук бочки более плотным и поможет компрессору справиться с его обработкой (так как на вход компрессора будет подан более “музыкальный” сигнал).
  • Низы – 80 – 100 Гц.
  • Тело – 120 Гц.
  • Пустота – 400 Гц.
  • “Щелчок” (точка) – 3 – 5 кГц.

Малый барабан

Малый барабан или рабочий барабан, может быть очень коварным при эквализации. Все барабанные звуки совершенно неповторимы и таким образом требуют своей особенной подстройки эквализации. Звук каждого барабана зависит от его индивидуальной настройки, от стиля исполнения и качества самого барабана, что делает работу особенно сложной. Несмотря на эти факторы, большинство малых барабанов имеют звуковое сходство. Нижняя граница находится в районе от 100 до 160 Гц. Наиболее “жирная” часть его звука обычно образуется в 220-240 Гц области, в то время как яркость атаки находится в 4-5кГц области. 300-700 Гц являются гулкими, вырезайте их, если понадобится. Эквализация высоких частот(в районе 8кГц и выше) малого барабана может иногда добавить приятный хруст во время атаки, но если часть звука от хай-хэта “протекает” на трек малого барабана, усиление частот может значительно усилить так же и хай-хэт. Звук малого барабана обычно имеет подъем в районе около 5000 – 6000 Гц и, иногда, небольшой подъем в области 60 – 100 Гц позволяющий тонкому барабану звучать “жирнее”. Иногда следует “прибрать” усиление на 300 герцах и уменьшить “шлепок” на частотах от 800 до 1000 Гц для придания звуку барабана “округлости”.
  • Жирность – 120 – 240 Гц.
  • Пустотелость – 400 Гц.
  • Удар – 900 Гц.
  • Резонанс – 2,5 Гц.
  • Треск – 5 кГц.
  • Щелчок – 10 кГц.

Гитары

Обычно при обработке звука гитары, необходимо лишь украсить её поднятием диапазона от 3000 до 6000 Гц, и слегка опустить бубнящие 300 Гц.

Читайте также

Бас-гитара

Бас-гитара служит источником всех тех частот, которые вы стремитесь убрать в звуке всех остальных инструментов. Четкость звучания баса во многом определяется участком в районе 800 Гц. Слишком высокий уровень низких частот приведет к “замазыванию” баса и сделает его неразборчивым. Существует такой подход к созданию звука баса: полностью вырезать все частоты ниже 150 Гц, сформировать средне частотным эквалайзером нужный вам тембр и затем постепенно вводить обратно низкие частоты до тех пор, пока в звуке не появится нужная вам энергия и мощность. Если бас звучит неопределенно, проблема скорее всего в избытке низких частот и недостатке средних. Представляйте себе звук в линейном виде, как на диаграмме – “бугор” в области низких частот будет прятать от вас все, что лежит за ним в области средних и высоких. При обработке звука некоторых бас-гитар необходимо убрать некоторое количество нижней середины (не переусердствуйте, иначе получите тонкий не читаемый бас). Так же, часто необходимо поднять усиление в диапазоне около 2000 Гц (значительно больше, чем вам кажется, когда вы находитесь в режиме “Соло”). Иногда хорошо бывает поднять “низ” около 40 Гц для придания звуку плотной основы.
  • Низы – 50 – 80 Гц.
  • Атака – 700 Гц.
  • Щелчок – 2,5 кГц.

Акустическая гитара

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения – или просто из-за того, что инструмент плохой). Область “вредной” частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять высокочастотный фильтр полочного типа и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.
  • Полнота – 80 Гц.
  • Тело звука – 240 Гц.
  • Презенс – 2 – 5 кГц.
  • Атака 3,5 кГц.

Электрогитара

Нижняя частота электрогитары – 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука – ослабить в районе 1 кГц. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада в виде высоко частотной полки. Также можно поэкспериментировать с колоколобразным типом фильтра (6 кГц – 10 кГц). Чтобы “добавить яду”, сделать “жалящим” звучание рок-гитары, попробуйте область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.
  • Полнота – 240 – 500 Гц.
  • Теплота – 400 Гц.
  • Струна – 2,5 кГц.
  • Присутствие – 1,5 – 2,5 кГц, колонка 4×12: срезать 1 кГц.

Гобой

  • Тело – 300 Гц
  • Резонанс – 1,2 кГц
  • Атака 4,5 кГц.

Кларнет

  • Раструб – 300 Гц.
  • Гармоники – 2,5 кГц.
  • Воздух – 5,2 кГц.

Конга

  • Звон – 200 Гц.
  • Хлопок – 5 кГц.

Контрабас

  • Полнота – 80 – 100 Гц.
  • Тело – 200 Гц.
  • Струна – 2,5 кГц.

Литавры

  • Теплота – 90 Гц.
  • Атака – 2 кГц.
  • Воздух – 4,5 кГц.

Орган

  • Полнота – 80 Гц.
  • Тело звука – 240 Гц.
  • Присутствие – 2 – 5 кГц.

Скрипка

  • Теплота – около 240 Гц.
  • Струна – 2,5 кГц.
  • Атака – 7-10 кГц.

Тарелки

Обычно тарелки не требуют слишком много эквализации, особенно если они высококачественные. Если вы находите их звучание немного туповатым, попытайтесь усилить немного 8-10кГц. Вы так же можете подрезать нижнюю частотную границу тарелочных треков. Гудящее звучание (подобно колоколу) образуется в районе 200-240 Гц. Если вы хотите добавить отчетливости к звуку ваших тарелок, обрежьте низкие частоты(вплоть до 600 Гц) используя высокочастотный фильтр.
  • Ясность – 7,5 кГц.
  • Блеск – 8 – 10 кГц.
  • Воздух – 10 кГц.

Хай-хэт

Если вы хотите убрать “лязганье” хай-хэта, вырежьте немного в районе 1-4кГц. В зависимости от ситуации у хай-хэта очень часто срезаются все частоты находящееся в нижней и средней части диапазона, что бы избавиться от “ненужных” частот. Будьте осторожны если вы выберете слишком широкую полосу подавления, результатом будет “унылый” шипящий звук. Иногда хай-хэту неплохо добавить супер верха для получения чистого и яркого тембра и уменьшить уровень СЧ в диапазоне от 1000 до 4000 Гц. Наиболее важная составляющая звука хай-хета – это средние частоты в диапазоне от 400 до 1000 Гц, причем наиболее характерным является участок в районе 600..800 Гц. Для того, чтобы сделать звучание хета более ярким, можно использовать полосовой фильтр с частотой около 12.5 кГц.

Том

Основная энергия звука напольных томов обычно находится между 80 и 120 Гц, в то время как энергия высоко тональных томов обычно находится между 200 и 250Гц. Яркость и атака эти барабанов, как и любых других, находится в районе 4-5 кГц. Но следите за гулкостью в 300-700Гц диапазоне.
  • Полнота – 80 – 120 Гц
  • Атака – 5 кГц.

Труба

  • Полнота – 120 – 240 Гц.
  • Раструб – 5 кГц.
  • Атака – 8 кГц.

Туба

  • Полнота – 80 Гц.
  • Резонанс – 500 Гц.
  • Предел 1,2 Гц.

Флейты

Флейта малая

  • Теплота – 50 – 700 Гц.
  • Дыхание – 3,2 кГц.
  • Воздух – 6 кГц.

Фортепьяно, рояль, пианино

Фортепьяно, рояль, пианино. Основные частоты всех этих инструментов лежат в диапазоне средних частот, поэтому из них вполне можно вырезать все ненужное в области низких. Даже если вы не воспринимаете на слух низкочастотную составляющую звука, она все равно оказывает воздействие на общий характер звучания микса и может маскировать звук других инструментов. Низкие частоты выполняют у этих инструментов роль “поддержки”, а основной тон лежит выше, в области 400..800 Гц. Кроме того, представляет интерес и область в районе 1 кГц .. 5 кГц. Все, что выше нее, отвечает за яркость и четкость звучания инструмента. Следите за звуковой перспективой.
  • Полнота – 80 Гц.
  • Теплота – 120 Гц.
  • Ясность – 2,5 – 4 кГц.
  • Атака – 8 кГц.
  • Присутствие – 2,5 – 5 кГц.
Профессиональный инженер предварительно вычисляет, каким должен быть каждый звук в отдельности, чтобы впоследствии занять правильное место в миксе. Для этого вы должны визуально представить себе финальный микс и затем представить, какое место в нем занимает каждый из звуков. Но, если вы не слышали исполнителя или группу раньше, вы не можете себе представить, как может звучать финальный микс. Большинство инженеров эквализируют звуки так, что они звучат «хорошо» (натурально или «необычно»). Но проблема в том, что понятие «хорошо» разное для различных стилей музыки, песен и людей. Как бы то ни было, инженеры обычно стараются сделать так, чтобы звук не был слишком мутным, надоедливым или скучным. При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудио-сигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление "ненужных" частот зачастую даёт более качественный результат, нежели усиление "нужных". Поэтому эквалайзером следует пользоваться очень аккуратно и не использовать его, если в этом нет очевидной надобности.