Скажу честно – я не знаю музыкальной теории или точнее не знал! Но мой пытливый ум , почему то не как у всех, доставал мою сущность вопросом : а как должно быть правильно? ( все обычно почему то упираются в искусство сведение и накрутку звука ).
* Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на свидетельстве чувств. Он утверждал, что достоинства её должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы. (Плутарх)
* Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.( Альберт Эйнштейн)
* Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая.( Готфрид Лейбниц)
* Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей. Пётр Чайковский
* Чрезвычайная бедность, шаткость и разрозненность существующих основ музыкальной эстетики побуждает нас пытливо всматриваться во всякое закономерное явление, относящееся к этой области, в надежде приподнять хотя бы уголок изидовой завесы, скрывающей от нашего умственного взора таинственные творческие законы природы. (Э.Розенов)
* Она слишком музыкальна для математиков и слишком математична для музыкантов - остроты современников по поводу «новой теории музыки». (Леонард Эйлер)
* Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришёл к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и что между ними размещается всё, что человечество создало в области науки и искусства. (Генрих Нейгауз)
Я начал задалбывать своих знакомых с муз образованием — начал сам много тыркатся, купил даже книжку по сольфеджио и просто тыкаясь и мыкаясь в пиано роле уловил закономерность и элементарную математику ( да восславится великий контрол – А , контрол – С и контрол – V! )
Показывая то что я уловил своим грамотным знакомым они говорили:
- Знаешь , Алексей так то оно так , но сначала придумали теорию , а потом только в ней обнаружилась некая математика.
( Я , подозреваю , что Бах сейчас волчком крутиться в могиле? Извини дружище! )
* Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на свидетельстве чувств. Он утверждал, что достоинства её должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы. (Плутарх)
* Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса.( Альберт Эйнштейн)
* Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая.( Готфрид Лейбниц)
* Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет ещё существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей. Пётр Чайковский
* Чрезвычайная бедность, шаткость и разрозненность существующих основ музыкальной эстетики побуждает нас пытливо всматриваться во всякое закономерное явление, относящееся к этой области, в надежде приподнять хотя бы уголок изидовой завесы, скрывающей от нашего умственного взора таинственные творческие законы природы. (Э.Розенов)
* Она слишком музыкальна для математиков и слишком математична для музыкантов - остроты современников по поводу «новой теории музыки». (Леонард Эйлер)
* Раздумывая об искусстве и науке, об их взаимных связях и противоречиях, я пришёл к выводу, что математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, что этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и что между ними размещается всё, что человечество создало в области науки и искусства. (Генрих Нейгауз)
Итак шаг первый:
Начнём мы пожалуй с понимания нот.
Для начала откройте пиано ролл ( в моём случае – это во фруктах , а потому что там есть клеточки – и это важно! )
Ноты имеются : до, ре , ми , фа , соль, ля, си нота до обычно выделяется как С, соответственно ре это D, а ми – это E, только вот ля это – А, а си это – В. Система не сложная! Это соответственно белые клавиши на пианинной раскладке, черные клавиши это диезы и бемоли, диез повышение на пол тона , бемоль – понижение на полтона, диез обозначается как -#, обозначения бемоля не нашел в клавиатурной раскладке , да это и не важно совсем! То есть до диез обозначен как — #C … Отмечу что между соседними клавишами пианинной раскладки ровно пол тона ( это учитывая и черные клавиши! ) – смотрите рисунок:

Два полтона – составляют тон!
На рисунке обратите внимание на клеточки в пиано роле: сверху вниз. Разница между клеточками всегда полтона!
Обратите внимание , что последовательность нот всегда повторяется , но уже в следующей октаве.
Так обозначение С4 – это нота до в 4октаве, С5 – соответственно в 5ой.
Шаг второй : понимание аккорда!
Аккордом называется одновременное звучание нескольких музыкальных звуков.
Самое элементарное – это три звука одновременно — оно называется трезвучие, а првильное трезвучие – называется тоническое трезвучие!
Аккорды бывают мажорными и минорными!
Первая нотка в аккорде определяет название аккорда ( первая снизу ).
Обратите внимание на рисунок:

Тут построены 2 аккорда , первый: До–мажор , второй: До-минор, это аккорды трезвучии , обратите на разницу между ними. Разница в средней ноте!
Так построение мажорного тонического трезвучия такое : нота , через 3 клетки вверх нота, через 2 клетки вверх опять нота, минорного обратно: нота через 2 клетки вверх нота , через 3 опять нота.
Таким образом можно построить любой аккорд — ре минор, соль диез мажор и так далее, фантазия в построении не ограничена!
Трезвучия имеют обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд: обратите внимание на рисунок:

Сначала идёт до мажорный аккорд, следом до мажорный секстаккорд, следом до мажорный квартсекстаккорд. В теории про построения обращений мудреные правила. Но мы пойдём со стороны математики. Обратите внимание в секстаккорде : я просто напросто ноту до нарисовал в октаве выше, а всё остальное оставил на месте, в квартсекстаккорде : третью ноту, а в данном случае соль, я нарисовал в октаве ниже. Аккорды сами по себе остались те же , только некоторые ноты я перебросал в другие октавы!
Септаккорд называется аккорд из 4 звуков.
Обратите внимание на рисунок:

Сначала построен до мажорный септаккорд, потом до минорный септаккорд — и тут тоже своя закономерность : 4ая нота строится через 3 у мажорного и через 2 минорного аккорда от 3ьей нотки соответственно.
Конечно же есть обращения и в септаккордах и тут начинаются 3ёх этажные названия: квинтсептаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд — смысл тот же самый одну из нот аккорда перемещаем в другую октаву, а порой даже две. Звучание на само деле приобретает очень такой насыщенный оттенок от перекачёвывания нот из октавы в октаву! Поэкспериментировать в этом плане даже очень полезно, но на мой взгляд очень бестолково забивать всеми этими названиями голову. Главное знать , что можно вот так построить аккорд.
Шаг 3ий — Гармония:
Играя мелодию например в до мажорном аккорде вовсе не обязательно играть только те ноты которые входят в состав трезвучия или септаккорда, есть так называемое понятие ступеней.
Грубо это те ноты которые в составе аккорда играют правильно и не фальшиво.
Посмотрите на рисунок – это те 7 нот – 7 ступеней до мажора.

Первая ступень – то есть нота до – это тоника. Обратите внимание на до мажор – в его составе нет не одной черной клавиши, этим то он и примечателен. Параллельный ему минор – это ля минор, строя, взяв за тонику ноту ля, ступеньки – также не разу не одна нота не попадёт не на одну черную клавишу.
Но в других аккордах черные то клавиши есть! А как это узнать ?
Очень просто!
В пиано роле выделяем все нотки – ступеньки , например нажав контрол +А и теперь всю эту конструкцию двигаем вверх или вниз, чтоб тоника ( то есть первая нотка) попала на нужную нам нотку. Посмотрите на рисунок:

Я передвинул ступеньки с до мажора на ми таким образом образовал ступеньки у ми мажора.
Абсолютно то же самое происходит и с минорными аккордами – если за основу взять ля минор и двигать его ( напомню , что в ля миноре нет чёрных клавиш ! )
Добавлю ещё , что 4ая ступень называется субдоминанта ,а 5ая доминанта- это главные ступени лада вместе с тоникой, остальные второстепенные.
1,3,5 – устойчивые ступени, а 2,4,6 и 7 – неустойчивые. Неустойчивые, всегда стремятся перейти в устойчивые, но это уже ближе к следующему шагу.
Шаг последний : тональности
Гармонию и музыкальное произведение вы построите из последовательности аккордов.
Так первый аккорд определяет тональность, а остальные аккорды должны быть основаны только на тех нотах которые есть в ступенях первого аккорда – то бишь тональности.
Они собственно , эти аккорды , так и называются – первая, вторая, третья …. седьмая ступень тональности.
Посмотрите на рисунок:

На рисунке 7 трезвучий — 7 аккордов до мажорной тональности. Выделив все ноты и двигая, выделенное, вверх и вниз вы можете получить мажорную тональность относительно любой ноты.
Относительно минорной тональности тоже самое, отталкиваясь от ля минора. ( см рисунок : )

Сама композиция, может строится из произвольного сочетания ступеней тональности , например :1-4-3-5-1. Да и вообще насколько у вас фантазии хватит. Сами ступени могут быть и септ секст аккордами , никто не запрещает в аккорде сыграть одну и ту же ноту но в разных тональностях.
Существует и уйма отходов от этих правил и построений и народные лады и увеличенные и уменьшенные аккорды – особенно в джазе.
Я показал лишь логику музыкальной теории , а изучать её можно до умопомрачения!
Чего и вам желаю.))))