Войны диджеев: атака клонов
Диджей (англ. DJ от disc jockey — диск-жокей) — человек, играющий для аудитории записанные на звуковых носителях музыкальные произведения. В связи со стремительным развитием клубной культуры, музыка, что вполне закономерно, тоже не стоит на месте. Композиции диджеев становятся все более и более популярными и завоевывают сердца обывателей. Все чаще мы можем услышать клубную музыку на волнах радиостанций, приобрести диск понравившегося диджея или даже увидеть клип на тот или иной трек по телевизору. Диджеи становятся востребованными фигурами, мы узнаем их лица, запоминаем имена и различаем их стили работы.
Диджей (англ. DJ от disc jockey — диск-жокей) — человек, играющий для аудитории записанные на звуковых носителях музыкальные произведения. В связи со стремительным развитием клубной культуры, музыка, что вполне закономерно, тоже не стоит на месте. Композиции диджеев становятся все более и более популярными и завоевывают сердца обывателей. Все чаще мы можем услышать клубную музыку на волнах радиостанций, приобрести диск понравившегося диджея или даже увидеть клип на тот или иной трек по телевизору. Диджеи становятся востребованными фигурами, мы узнаем их лица, запоминаем имена и различаем их стили работы.
Почему похожи имена?
В связи со стремительным развитием клубной культуры, музыка, что вполне закономерно, тоже не стоит на месте. Композиции диджеев становятся все более и более популярными и завоевывают сердца обывателей. Все чаще мы можем услышать клубную музыку на волнах радиостанций, приобрести диск понравившегося диджея или даже увидеть клип на тот или иной трек по телевизору. Диджеи становятся востребованными фигурами, мы узнаем их лица, запоминаем имена и различаем их стили работы. Многие диджеи начали свою деятельность в конце прошлого века, не задумываясь о грядущей популярности, и потому не позаботились об авторских правах на свои сценические имена. Указанное обстоятельство привело к появлению повторяемости, неуникальности имён и псевдонимов у значительного числа диджеев. Наряду с этим, распространёнными причинами появления тезок и клонов являются незнание о существовании тёзки; желание сделать карьеру при помощи чужого, уже раскрученного псевдонима — авось и перепадёт часть славы. Встречается и просто неопытность, отсутствие кругозора, но в этом, как правило, диджеи не признаются: просто понравился псевдоним и менять его никто не хочет. В итоге возникла целая проблема, связанная со сценической идентификацией диджеев.Отношение DJ к своим клонам
Некоторые из клонированных диджеев ответили на ряд наших вопросов, связанных с их отношением к проблеме уникальности сценических имён. На самом деле, понять, что движет диджеем, когда он берет себе точно такое же имя, как и у коллеги по сцене, трудно. Все как один отвечают, что были первыми и что никогда не занимались плагиатом. DJ Dima Shaker: “В 2002, когда я только начинал, я не знал ни одного шейкера в мире, так что я настаиваю, что мой ник индивидуальный, и я не стремился кого-то пародировать. С ником уже шесть лет, и если где-то образовалась кучка шейкеров, я к ним не имею никакого отношения. На момент избрания мой ник был единственным, во всяком случае, я специально интересовался”. DJ Amira так же уверяет, что никогда не занималась плагиатом: “Мой псевдоним это игра слов: I am Ira – Amira. Уже после того как год или полтора проработала диджеем, я узнала о певице Амире. Впоследствии она тоже стала диджеем с тем же именем”. Анна Сахара была уверена, что ее ник единственный в России. Но как быть если: “Из другой страны приезжает покорять Москву диджей с похожим сценическим именем и меняет его с Sahara (Таллинн) на Sahara (Москва)? Таких примеров миллион. Откуда диджей, который берёт себе имя знаёт, что, например, в Прибалтике есть человек с таким же именем? Тем более неизвестный“. DJ Sahara полностью опровергает мнение тезки, говоря о том, что и из Прибалтики приехала более двадцати двух лет назад и «пустынного» псевдонима на момент начала ее карьеры ни у кого не было: “Не могу сказать ничего относительно данного вопроса, потому что я в такой ситуации не была. Свой ник я выбрала ещё шесть лет назад, задав его в поисковике и убедилась, что диджеев с таким именем больше нет“.Зачем бороться ?
Скорее всего имена диджеи выбирали себе сами, не пытаясь кого-то клонировать, но они не удосужились разобраться в их индивидуальности. Бороться с таким плагиатом никто не стал. DJ Dima Shaker: “Даже если бы я или кто-то это хотел сделать, то пришлось бы заниматься не творчеством, а борьбой с плагиатом. Главное не как тебя зовут, а что ты делаешь, и как твой труд себя оправдывает“. Некоторые решили просто договориться: Amira: “Я неконфликтный человек. Вроде мы сошлись на том, что ее имя пишется на русском языке — Амира, а мое на английском — Amira”. Нам все же представляется, что диджеев Амира и Amira не перестанут путать. Есть диджеи, которые просто придумали, как преобразовать ник, не меняя основы, как например, сделала Анна Сахара: “Я просто добавила моё имя Анна к нику Сахара, и мы пишемся по-разному, я — Сахара, а она – Sahara”. Девушки решили проблему просто без особых конфликтов, DJ Sahara: “Мы же девушки! Зачем нам бороться?”Менять или не менять ?
Менять свои ник в разгар популярности хочет далеко не каждый, ведь сценическое имя уже работает на своего обладателя, DJ Dima Shaker: “Менять ник? — Я думаю это бессмысленно. По всему миру появляются новые Шейкеры, и думаю никто не в силах это остановить. Тем более я с ником уже шесть лет”. Не видит в этом смысла и Анна Сахара: “Я хотела поменять ник. Но какая гарантия, что через месяц, например, из той же Прибалтики или другой страны не появится девушка с тем же именем?”. DJ Sahara, в свою очередь, также отрицает возможность смены творческого псевдонима: “Нет, ник я менять никогда и не думала, так как это имя известно всей моей публике, наработанной за шесть лет”. Диджей Amira рассматривает такой выход из положения, но весьма пассивно: “Иногда задумываюсь об этом, но все отговаривают. Если вдруг сменю, то на Ira-Amira”.Не избежать путаницы, создавая путаницу
Встречаются ситуации, когда диджеев путают с их «тезками», но, как правило, со временем и ростом их популярности такие конфузы постепенно уходят в небытие. Подобная ситуация возникала и у DJ Sahara: “Бывает, мне пишут люди, называя меня личным именем тёзки, путая нас. Но я сразу объясняю, кто есть кто. Путают, конечно, пока фотографии не посмотрят, не послушают мой материал или не побывают на моём сайте”.Уважаемые диджеи, возможность спасти себя от плагиата есть !
Если вы действительно заинтересованы в успешной карьере на этом поприще и не хотите, чтобы на вашем имени зарабатывали, или, что еще хуже, портили вам репутацию, то вам прямая дорога к Закону «Об авторском праве и смежных правах». Все ведущие звезды шоу-бизнеса и лучшие диджеи нашей страны уже воспользовались этой привилегией. Отвоевать авторское право легко, обычно хватает одного письма с повесткой в суд, и клона как не было. Бывают смельчаки, которые доходят до суда, но потом очень жалеют потраченные деньги и нервы. А для вас, уважаемые, это возможность лишний раз заявить о себе, сделать неплохой PR и конечно наказать плагиатчика. Особенности профессии В качестве звуковых носителей первоначально использовались грампластинки, затем компакт-диск. Сведение композиций диджей осуществляет с помощью вертушек (turntables) или другого специального оборудования/программного обеспечения, при этом он может менять скорость воспроизведения для «гладкого» сведения, использовать скрэтчи и другие звуковые эффекты, превращая тем самым свой микс из композиций других музыкантов в самостоятельное музыкальное произведение иначе называемое компиляцией. Существует также стиль игры, когда диджей импровизирует, играя несколько композиций одновременно, создавая ремиксы (мэшапы) на композиции в реальном времени. Количество диджеев в мире насчитывает сотни тысяч, однако настоящих звезд немного. Ежегодно составляется список 100 лучших диджеев мира. Россия не исключение - ежегодный топ-100 диджеев есть и у нас.Высшая, последняя и единственная цель диджея — побуждать народ к танцам. Хороший диджей — это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза.Ася Солдатова, Мария Страхова Впервые опубликовано на www.promodj.ru